Предлагаем вашему вниманию подробное описание ценностей и достоинств agile-маркетинга, представленных признанным экспертом в данной сфере Джимом Эвелом (Jim Ewel). Этот парень является создателем сайта AgileMarketing.Net, ведет собственный блог, выступает в качестве коуча, да и вообще, демонстрирует свою компетентность в области agile-маркетинга.
Наверняка каждый слышал о понятии agile, но только лишь в свете разработки ПО. Но использование основных свойств данного подхода позволит добиться ошеломляющих успехов в маркетинге. Главное – понимать, что такое итеративность, адаптивность и быть готовым к сотрудничеству. Особенно, там, где всегда есть вероятность оказаться без твердой почвы под ногами.
Данная статья предназначена для тех, кто хочет знать, что такое agile-маркетинг, для чего он нужен и почему любая компания может использовать его с максимальной выгодой для себя.
Аgile-маркетинг: что это и для кого?
Agile marketing в буквальном переводе с английского означает «гибкий маркетинг». Как явственно следует из названия, основной характеристикой данного подхода является применение самых гибких методологий разработки. Как и в случае с созданием программного обеспечения, имеет целый ряд достоинств и ценностей, о которых мы и расскажем ниже.
Главные шесть ценностей Agile marketing
1. Вовремя реагировать на изменения обстановки вместо того, чтобы слепо следовать плану.
Это вовсе не означает, что планированием заниматься вообще не стоит. Но это подразумевает, что создавать маркетинговые планы на 30-40 страниц точно не стоит. Вместо этого каждый квартал стоит писать короткий план, занимающий не более, чем одну страничку, где и будут описываться задачи и цели. При этом важно раз в 2-4 недели переустанавливать приоритеты, анализировать их.
2. Циклы должны быть короткими, от длительных кампаний стоит отказаться
Традиционный маркетинг подразумевает запуск программы продолжительностью от трех месяцев до одного года. Но все понимают, что собираются делать в рамках этой кампании. Мы же идем другим путем. После создания программы менеджер связывается с представителями агентства, которые в свою очередь предлагают креативные решения для него, и их в дальнейшем заказчик и утверждает. В конце концов кампания начинается. А по ее окончанию объявляется победа. Иначе и быть не может, ведь на запуск и проведение кампании было потрачено столько времени и денег, что сказать, что программа была провальной, просто не поворачивается язык.
Аgile-маркетинг предполагает абсолютно другой подход – итеративный. Поначалу разрабатывается небольшая стратегия, создание которой занимает буквально час-полтора. Во время этой встречи маркетологам предлагается разобраться, что именно может «выстрелить». После этого происходит обсуждение вариантов того, как можно все протестировать. Полученные результаты обязательно должны быть измерены и записаны. Обязательно их оформить документально!
Если что-то из предложенного работает не так, как нам бы хотелось, мы тестируем. Если в результате проверки вновь выясняется отсутствие ожидаемого результата, то это здорово, поскольку мы узнаем, на что точно не будем тратить время и деньги, ведь мы уже знаем, что вариант не работает. После этого мы беремся за тестирование чего-то другого. И цикл будет продолжаться до тех пор, пока у нас не появится гарантированный результат.
3. Мнения не работают, зато работают факты и тестирование
Важно не опираться только на мнение самого высокооплачиваемого специалиста, ведь это просто МНЕНИЕ. Мы обязательно будем тестировать предложенную идею, выявлять данные, проверять метрики, выбирать наиболее правильные из них. Метрики должны быть подходящими, эффективными, приводящими к улучшению бизнеса, а не просто позволяющими «замаскировать» проблемы.
4. Лучше много маленьких экспериментов, чем один большой
Аgile-маркетинг рекомендует придерживаться правила 70/20/10. Это означает, что ровно 70-я часть нашего бюджета уйдет на вещи, которые уже доказали свою эффективность в работе. Туда же будут потрачены и 50% времени.
Вторая часть, а именно, 20% бюджета и четверть времени стоит тратить на усовершенствование вещей, которые точно работают, на их модификацию и улучшение. Например, могут быть улучшены контент, оформление страницы и многое другое.
А оставшиеся 10% от бюджета и четверть времени можно потратить на новые, порой безумные идеи. И всегда стоит быть готовым к тому, что только 2-3 идеи из десятка могут сработать. Нам стоит сосредоточить свое внимание именно на тех идеях, которые в будущем могут быть использованы в качестве рабочих тактик.
5. Индивидуальный подход всегда лучше коллективного, общего для всех
Всегда возникает множество запросов касательно линкбилдинга. Как правило, такие сообщения являются стандартными, их рассылают нескольким десяткам или сотням людей. И вполне ожидаемо, что безличный, массовый посыл будет проигнорирован.
«Человек, которому доводилось читать мой блог, общаться со мной, комментировать мои статьи по agile-маркетингу, задает вопросы по существу. И именно такому человеку я захочу ответить, с ним наверняка может получиться сотрудничество. И это касается всего направления маркетинга в целом.»
6. Лучше сотрудничать, чем выстраивать иерархию и тянуть одеяло на себя
В большинстве организаций обособленные подразделения не находятся в контакте друг с другом. Так, менеджеры не будут общаться с маркетологами, а высшее руководство не касается кадровых вопросов.
Но agile-маркетинг как раз нацелен на внедрение процессов, позволяющих обеспечивать плотное взаимодействие между разнообразными группами в компаниях. И тогда удается вместе определить приоритеты и проанализировать результаты.
Четыре главных достоинства agile-маркетинга
Применение описанных выше ценностей влечет за собой ряд неоспоримых достоинств agile-маркетинга
1. Всегда можно сделать чуть больше
Гибкий маркетинг в последнее время широко распространяется. Те, кто уже имел удовольствие опробовать его в деле, говорят, что подход дает возможность сделать примерно на 40% больше, чем при использовании старых маркетинговых методик. Одна команда даже рассказала, что сумела добиться показателя по увеличению эффективности в 400%, но это больше походит на исключение, чем на правило. Однако увеличения продуктивности удается достичь всегда, и происходит это за счет вычленения верных приоритетов и отсутствия необходимости переделки.
2. Всегда делается именно то, что нужно
Если речь идет о продажах, то вместе с вашими руководителями вы работаете над выявлением приоритетов. Если брать во внимание гибкий маркетинг, то вы получаете возможность убедиться в том, что действительно делаете то, что вам нужно. И это ОЧЕНЬ важно.
3. Можете с легкостью адаптироваться к изменениям
Перемены – это часть нашей жизни, причем неотъемлемая. Так, нам известно, что корпорация Google планирует внести изменения в работу алгоритма PageRank. Пока никто не может сказать, как именно это будет происходить, но нам всем придется быстро адаптироваться к тем переменам, которые будут внесены.
4. Происходит усовершенствование коммуникаций
Гибкий маркетинг дает возможность улучшать сообщение внутри организации, причем, как в среде маркетологов, так и вне ее, помогает улучшить понимание целей и приоритетов компании каждому ее отделу.
К примеру, можно взять доску Kanban, которая позволит любому члену команды наблюдать за тем, какому проекту посвящено время других сотрудников-маркетологов, на каком этапе они находятся, что уже сделано и что только планируется сделать.
Вот и все, что нужно знать в общих чертах об agile-маркетинг, но для того, чтобы применять его на практике, нужно пробовать, экспериментировать, внедрять, оценивать.